Идеологию нельзя выдумать, ее можно только услышать и потом оформить. Когда в 1997 году помощник тогдашнего президента Сатаров написал «в поисках национальной идеи мы про-читали много газет», это, как и многие другие смешные вещи, было мудро.
Российское общество в конце 90-х стихийно создало новую идеологию на основе синтеза социальных, патриотических и об-служивающих их демократических ценностей. «Первым блином» этой идеологии был Примаков, а Путин стал президентом, так как сумел ее оседлать и выразить на тот момент наиболее полно.
Сегодня эта идеология кажется нам советской, как казалась с позиций 90-х, но это аберрация исторического зрения: она опирается на разумную часть советского наследства, но, впитав разумную часть его отрицания, значительно более индивидуалистична, гибка, ориентирована на развитие и активна вплоть до агрессии.
Главная универсальная ценность человека – свобода. Надо отнять этот термин у Запада, как Ленин в 1912 году отнял средневековое тогда понятие «Правда» у обанкротившихся монархистов, а Картер – понятие «демократия» у обюрократившегося СССР.
Но свобода бывает разная: «свобода от» деструктивна, ве-дет к саморазрушению; ее пропаганда является орудием разру-шения врагов в глобальной конкуренции.
Поэтому настоящая, подлинная свобода – «для».
Свобода приобретает особый характер в современном ин-формационном обществе: в нем человек чувствует себя индиви-дуально полностью свободным - и при этом без всякого осозна-ваемого им давления, в силу управления эмоционально-знаковой средой, в которой он существует, принимает почти полностью детерминированные решения. Это алгоритмическое общество – мир социальных платформ, и, если мы хотим выжить в конкуренции, нам придется его создать, не признаваясь в этом. (Общая проблема рефлексивного управления в том, что любое тайное знание умирает, вырождаясь в ритуалы, - и ре-флексивное управление распадается; его главная задача - по-строение самосовершенствующегося социального автомата, но это отдельная тема).
Цель, которой должна служить индивидуальная свобода и на которую она должна быть направлена, объединяя и структу-рируя всех, пусть и в рамках алгоритмического общества, орга-низованного в рамках национальных социальных платформ, - преображение России на основе соединения русского культур-ного кода и представлений о социальном и технологическом прогрессе.
Русская культура и российское общество основаны на справедливости, открытом жадном восприятии чужого и пре-вращения его в свое, на одностороннем симбиозе с государством (мы живем в нем, как другие народы живут в ландшафте, исто-рии или книге), на многоуровневой, от семьи до страны, соли-дарности вовне при конкуренции внутри и, шире, на индивиду-альном исполнении коллективных обязанностей. Именно последнее обеспечивает уникальное сочетание индивидуализма и коллективизма, является формулой русскости», уникальным внутренним противоречием и встроенным в культуру двигате-лем нашего общества.
Наша уникальность в мире заключается сегодня в орга-ничном соединении главных потребностей нашей эпохи: гума-низма, способности к абстрактному мышлению (а значит, тех-ническому творчеству), мессианства.
Эту культурную матрицу, вне которой любая идеология будет не то что мертва, а попросту не замечена, нам предстоит активировать и направить в верном направлении.
При этом надо понимать, что на неизменную культурную матрицу накладываются порожденные информационными тех-нологиями изменения, до сих пор кажущиеся многим времен-ными и даже аморальными.
Нам, по инерции живущим в прошлой, навсегда ушедшей реальности, перечисленное и многое менее важное кажется не-правильным, подлежащим исправлению, создающим проблемы и преграды.
Для создания же новой реальности, для преображения России, - а такова стоящая перед нами объективная цель – надо принять эту новую реальность и осознать ее как создающую возможности и снимающую преграды. Чтобы созидать будущее, надо принять настоящее и овладеть им; отрицая настоящее, не обустроишь в будущем даже собственной могилы.
Полностью читать здесь:
https://delyagin.ru/articles/191-mate...